Проекты
Проект "Наставничество" в МБУ ДО "Дом детского творчества"
Прежде чем говорить о практике наставничества, сначала надо понять: а что такое наставничество и кто такой наставник.
Итак:
наста́вничество - это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции;
наставник – это лицо, которое передает знания и опыт.
Обучать педагогов практики наставничества в России начали еще в начале XX века. От профессионализма педагогов зависит развитие индивидуальных компетенций у учащихся, способствующих приобретению навыков адаптации, самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования.
Практика наставничества помогает решить возникшие проблемы учащихся, родителей, найти правильные решения, быть уверенным в своих способностях, пополнить свои знания и улучшить компетенции.
Наставник в системе дополнительного образования должен уметь:
• быстро оценить ситуацию и принять нужное и верное решение, своевременно переключиться с одного метода действия на другой;
• критически изучить предложения и мнения других, выполнить необходимое действие только рассмотрев все «за» и «против»;
• говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать.
Наставничество будет эффективным, если перечень методических мероприятий образуют цель, структуру, действующие связи и отношения между продуктом деятельности и профессионального роста педагога и развитие творческого потенциала, образованности, воспитанности и сохранение здоровья учащихся.
Кодекс наставника
1. Не осуждаю, а предлагаю решение
2. Не критикую, а изучаю ситуацию
3. Не обвиняю, а поддерживаю
4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому
5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге
6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией
7. Не утверждаю, а советуюсь
8. Не отрываюсь от практики
9. Призываю наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу
10. Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество – не решение всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества.
Манифест наставника
1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.
3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
4. Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
5. Наставник предлагает свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
6. Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
7. Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции.
8. Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
9. Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в т.ч. выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнического взаимодействия, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.
10. Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый*
11. Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений.
*Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору программы:
– если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия (физического, сексуального, психологического)
– если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную деятельность (распространение наркотиков, финансовые махинации)
– если наставляемый сообщит (или его поведение будет свидетельствовать) о потенциальной угрозе, способной нанести вред жизни и здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость)
Нормативные документы
- ФедУровень_Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145. (pdf, 1.62 MB)
- ФедУровень_Методические рекомендации. (pdf, 1.10 MB)
- Приказ МО РМ №1252_о наставничестве (pdf, 120.98 KB)
- Приказ о наставничестве в МБУ ДО "Дом детского творчества" (docx, 16.57 KB)
- Положение о наставничестве в МБУ ДО "Дом детского творчества" (docx, 472.15 KB)
- Дорожная карта о наставничестве в МБУ ДО "Дом детского творчества" (docx, 711.59 KB)
К списку